Киммерийская школа живописи (киммерийская школа пейзажа) — региональная школа художников-пейзажистов, сложившаяся в конце XIX — начале XX века, которую составили художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.
Основоположниками Киммерийской школы живописи стали Иван Айвазовский, Константин Богаевский и Максимилиан Волошин. Основной чертой, объединяющей эти творческие личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к легендарной земле Киммерии , какою видели они землю реального восточного Крыма; к ее морю, к причудливой романтике скал, пологих холмов, безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания.
Богаевский Константин Федорович (12.1.1872 — 17.2.1943) — русский художник-пейзажист, живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма — Киммерии…
Киммерийская школа живописи (киммерийская школа пейзажа) — региональная школа художник
b50
ов-пейзажистов, сложившаяся в конце XIX — начале XX века, которую составили художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.
Основоположниками Киммерийской школы живописи стали Иван Айвазовский, Константин Богаевский и Максимилиан Волошин. Основной чертой, объединяющей эти творческие личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к легендарной земле Киммерии , какою видели они землю реального восточного Крыма; к ее морю, к причудливой романтике скал, пологих холмов, безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания.
Богаевский Константин Федорович (12.1.1872 — 17.2.1943) — русский художник-пейзажист, живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма — Киммерии…
Родился и почти всю свою жизнь провёл Константин Богаевский в Феодосии. С семи лет не расставался с карандашом.
В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины.
В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств (1891-1897) у А.И. Куинджи. Весной 1898г. Константин Федорович совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909г. испытал влияние А.Монтеньи и Н.Пуссена.
Выставляться Богаевский начал с 1898 г. в Новом обществе художников. В 1906 г. участвовал в Exposition del Art Russe, устроенной С.П. Дягилевым в Париже при Salon d’Automne.
С 1900 работал в Феодосии. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников»
5a8
, «Жар-цвет».
С 1911 г. Богаевский вошёл в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников он ввел в пейзаж историческую тему. Художник обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа. Область творчества Богаевского — обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал; порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей.
Вот как писал об этом М. Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портре
5a8
том земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо — анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом — смысл Исторического Пейзажа». Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир».
В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. М
b50
андельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти «в ногу со временем», но, по сути, картины эти — «Днепрострой» (1930), «Город будущего» (1932) — отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.
До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей «внутренней» страны — «Богаевии» (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания.
К.Ф. Богаевский погиб при артобстреле 17 февраля 1943 года, похоронен в Феодосии (Крым, Украина) на Старом кладбище.
Очень всем рекомендую для большего проникновения прочесть эссе друга Богаевского Максимилиана Волошина. А пока лишь несколько цитат:
«Для того чтобы дать почувствовать лик земли во всей его сложной жизни, слишком
b50
мало отношения к природе, чисто живописного. Для того чтобы найти силы воссоздать его, художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатления глаза. И точно так же, как творцы человеческих ликов видели во всех человеческих лицах, в сущности, только одно лицо и его старались выявить в своем искусстве, как это делали и Леонардо, и Боттичелли, и Рембрандт, точно так же создатели “исторического” пейзажа были всегда заключены в пределах одной страны. Мантенья в скалистых окрестностях своей Масличной горы, Леонардо в сталактитовых гротах и кристаллических далях, Пуссен и Клод Лоррен в Римской Кампанье ищут всегда один и тот же ими понятый лик Земли.
В современной русской живописи воссоздателем исторического пейзажа является Константин Федорович Богаевский, а земля им изображаемая — Киммерия.»
«Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно ее холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя ее ущербы и населяя ее несуществующей жизнью.
Та складка земли, в которой она расположена, была местом человеческого жилья с доисторической древности. Холмы, ее окружающие, много раз одевались садами и виноградниками и вновь прикрывались на целые столетия саваном праха. Они как бы стерты ступнями народов, их попиравших, плоть их изъедена щелочью человеческих культур, они обожжены войнами и смертельно утомлены напряженностью изжитых веков.»
«Если одним взглядом окинуть всю совокупность творения Богаевского, то мы заметим три явно намечающихся периода в его развитии. Они расчленяются довольно определенно, хотя края их смешиваются и далеко заходят один на другой. При этом основные элементы возвращаются постоянно в разных степенях преображения.
Первый период может быть назван “Трагедией Земли”. Он пишет в то время землю обнаженную, тяжелую, с мускулами, сведенными судорогой. По ее бурым и охряным скатам, размытым ливнями, чернеют язвы разрытых фундаментов; по тусклым равнинам до самого горизонта тянутся ряды камней, напоминающих татарские могильники. В зеленовато-мертвенном сумраке по лбам тяжелого мыса лепятся над морем крепостные стены.»
«Если первый период его творчества развивался под знакам “Страшного суда”, то второй возникает под знаком “Золотого века”. За последними днями мира вдруг раскрывается первый райский расцвет земли. Молодое и радостное солнце звучит чистейшим светом в глубине серебряных сфер, и вся земля: и скалы, и воды, и деревья образуются избытком солнечного света. Они не материальны, они существуют как прозрачные кристаллизации лучей…
С этого времени Богаевский начинает освобождаться от тяготевших на нем уз земли. В нем возникает внутреннее видение. Так же, как в бреду безысходных полудней пустыня галлюцинирует миражами, являющимися желанными преображениями ее самой, точно так же душа художника в панический полдень отчаяния силой своей жажды рождает зеркальные озера и разливы реки в оправах влажных лугов и группы юношески стройных деревьев.
Земля ждет Освободителя, который бы расколдовал ее, преобрази
5a8
в в творческом сновидении, освободил от древних уз. Странствия по сожженным кругам киммерийского Аида очистили сердце Богаевского для видения преображенной земли.»
«Новый перелом в творчестве Богаевского наступает в 1909 году. Он проводит его в Италии и возвращается в Феодосию через Грецию. Этим путешествием открывается третий цикл его развития. После трагедии безысходного отчаяния, после орфических гимнов наступает период успокоенной эпической полноты.
В путешествии своем он видел не реальную Италию, а ту, которая скрыта в пейзажных фонах старых мастеров. Он отходит от Клода Лоррена и вожа
5a8
тым себе выбирает художника более сурового и строгого — Мантенью.
Его колорит, черноватый, оливковый и бурый в первый период, белесоватый и сребристо-серый с легкой синевою во втором периоде, теперь становится полнозвучным и сильным, насыщенным пурпуром, зеленью и лазурью в общем бронзово-золотистом тоне.
Лишь в третьем периоде он достигает настоящей полноты колорита. Его тон образуется внутренним горением вещества, цвет как бы вскипает из глубины предметов. Они существуют каждый нимбами своей сущности. Картина возникает из гармонии теней; цвет выявляется из тьмы, разложенной солнечным светом.»
b50