John Siegel / Джон Сигел родился и вырос в США, живёт в Сингапуре. Окончил Массачусетский колледж искусств, жил в Японии и Франции. Креативный директор Азиатско-Тихоокеанского представительства агентства Favorite Medium, создатель агентства Pikkles и просто путешествующий по Азии уличный фотограф — о том, как стал полуночным маньяком, зачем снимает прикуривающих незнакомцев и что представляет собой тайное сообщество сингапурских фотографов.
John Siegel / Джон Сигел родился и вырос в США, живёт в Сингапуре. Окончил Массачусетский колледж искусств, жил в Японии и Франции. Креативный директор Азиатско-Тихоокеанского представительства агентства Favorite Medium, создатель агентства Pikkles и просто путешествующий по Азии уличный фотограф — о том, как стал полуночным маньяком, зачем снимает прикуривающих незнакомцев и что представляет собой тайное сообщество сингапурских фотографов.
О себе
— Я умею печь пироги, танцевать и петь, а вот к фотографии никогда серьёзно не относился. Мой отец — профессиональный фотограф, и, как многие дети, я не хотел идти по его стопам хотя бы из чувства противоречия. Окончив колледж, я отправился путешествовать, добрался до Токио. Потом я узнал, что у моих друзей в Бангладеш были знакомые преподаватели в школе для бедняков, и я подумал, что там у меня будет возможность увидеть что-то новое. Без фотоаппарата в такой поездке, конечно, было не обойтись. Вспоминаю сейчас фотографии оттуда: это ужас, настоящий кошмар. Хотя я готовился, позвонил отцу и попросил совета. Для начала: какую камеру купить? Он сказал: пойди в магазин, перебери все фотоаппараты и купи тот, который будет уд
5a8
обнее всех в руке. И я выбрал Nikon D80.
После поездки в Бангладеш всё изменилось: я увидел мир и понял, что не способен передать даже часть его красоты. Но ничего, что сохранило бы память о Бангладеш, обо всём, что я пережил там и что видел, не осталось. Да, что-то я снимал и на видео, но кто ж его пересматривает… Это заставило меня посмотреть на фотографию иначе, чем на хобби или на профессию отца.
Люди и лица
— В моей уличной фотографии нет постановочных кадров, в ней жизнь как она есть: случайно замеченные истории и Азия, от природы яркая и пряная. Бывают моменты, когда камера мешает тебе увидеть чуть-чуть больше, когда хочется смотреть своими собственными глазами и даже возникает чувство вины за то, что я смотрю на всё через объектив. Но, пожалуй, это неизбежная профессиональная деформация: когда ты видишь отличный кадр — ты тянешься за камер
b50
ой. Это как рыбаку увидеть карпа на мели: любуйся не любуйся, а поймать надо. Я никогда не выхожу из дома без фотоаппарата. Теперь это Nikon D7000, и я почти не использую никакой дополнительной оптики или фильтров, можете считать меня консервативным.
— Я фотографирую улицу на 50-миллиметровый объектив, держу в кадре происходящее в двух-трёх метрах от меня, использую ручную фокусировку. В шести-семи случаях из десяти кадр получается. В трёх-четырёх — нет, потому что человек или шёл быстро, или чихал, или ковырялся в носу. Я спрашиваю, можно ли сделать кадр, только когда мне интересно, как человек будет вести себя, зная, что его снимают. Это ведь сразу две разные истории, два разных человека. И к тому же пара сингапурских бизнес-леди уже съездили мне по лицу.
Ночная жизнь
— Я ночной фотограф, но дело не в романтике. В Токио я работал допоздна, времени шататься даже в выходные дни у меня не было. Там я стал экспериментировать с оптикой для ночной съёмки. В свете рекламы, с немного нетрезвыми и странно одетыми людьми получались не просто милые кадры, получалось что-то другое, большее. Так я и превратился в полуночного маньяка с фотоаппаратом.
Фотографы, как и все творческие люди, постоянно ищут способы самовыражения. Ночная съёмка — это и есть постоянный поиск: света, экспозиции, техники. В кругу моего общения всегда было много китайцев, вьетнамцев, малайцев. Они познакомили меня с фильмами Вонга Карвая о Гонконге. Кадры из этих фильмов, этот стиль, так прочно засели в голове, что я с ещё большим фанатизмом стал изучать техники ночной съёмки, следовал за людьми в тёмных переулках. Ловил в объектив, как люди курят, людей в расслабленных, драматических позах, всяких подозрительных типов.
— Неоновый свет, сигаретный дым, шашки такси… Момент, когда кто-то в темноте подносит зажигалку к сигарете и делает первую затяжку, чуть прищурив глаза, не зная, что за ним наблюдают, и это лицо, освещённое огоньком сигареты, след помады… Это всё — настоящая красота и гармония. Поэтому на моих фотографиях много курящих, я пытаюсь поймать тот самый момент, когда, затянувшись, человек на долю секунды становится другим, а на его лице отображаются истинные чувства и мысли.
Цвет и свет ночи создают настоящие истории. Я захожу в отдалённый и пустынный квартал и вдруг вижу женщину в платье, на высоких каблуках: стоя в небрежной позе, она подносит сигарету к ярким губам. Бизнесмен в дорогом костюме, ослабив галстук, сидит на лестнице перед входом в метро с банкой пива в руке. Кто эти люди, что они делают в этих странных местах, в этих гротескных позах? Всё это влечёт меня, и всё это есть толь
5a8
ко в ночи.
Азия и тайное сообщество
— Все уличные фотографы любят Азию — из-за моды, наружной рекламы и людей. Даже самый непривлекательный прохожий будет одет так, что не иметь при себе фотоаппарата, когда встретишь его на улице — просто кощунство. В Сингапуре с этим сложнее: можно встретить на улице шикарно одетую девушку с парнем в спортивном костюме и шлёпанцах. Хотя и в этом что-то есть. Не менее прекрасны Корея, Индонезия, Вьетнам, а Гонконг — просто рай на земле.
Я был как-то в Германии целую неделю, и всё закончилось тем, что мне пришлось фотографировать цветы. В Европе и Америке все одинаковые. В шортах и кроссовках они проходят по улице так, будто единственная цель их жизни — попасть из точки А в точку Б. На таких улицах живого не больше, чем в фотогалереях и на выставках.
— В Сингапуре в одной кафешке, на окраине старого района субботним утром собираются весёлые и странные люди. Пьют кофе, рассказывают истории. Эти люди очень скромны, с незнакомыми людьми — скупы на слова и эмоции. Это тайное сообщество фотографов. В обычной жизни они занимаются далёкими от фотографии вещами, и часто у них странное чувство юмора. Все они — часть скрытой жизни города. Кто-то, как и я, маньячит в тёмных переулках по ночам, кто-то фотографирует свадьбы или религиозные обряды. Все мы знаем неписаную истину: не бойся фотографировать людей на улице, потому что они боятся тебя больше, чем ты их. И ещё: пользуйся их замешательством — пока они думают, зачем ты ходишь тут с фотоаппаратом, у тебя есть время слинять. Надеюсь, меня не выгонят из этого сообщества за то, что я о нём рассказал.
Про Instagram
Как массовая фотография Instagram — не самая страшная вещь в мире. Это сервис для тех, кто фотографирует лица и еду. У меня не самое привлекательное лицо, так что селфи — не мой конёк. В Азии фотографировать еду более чем естественно — у нас шутят, что если Instagram закроется, сингапурцы умрут с голоду. Здесь никто не может съесть пончик, не сфотографировав его.
Но есть определённая техника, и если просто, вот как есть, сфотографировать какой-нибудь сочный свиной стейк, это может стать настоящей визуальной катастрофой.
Большинство людей жмут на кнопку фотоаппарата, не особо задумываясь. Но если представить, что существует баланс и композиция… Например, если тарелка круглая, а салфетка треугольная, у вас может получиться хороший композиционный кадр сверху. В любом случае это потребует пусть малейшего, но внимания к тому, что вы хотите показать своим подписчикам. Но люди просто нажимают на кнопку, пока едят. Нет ни одного заведения в Сингапуре, где бы не были с
5a8
лышны постоянные щелчки камер смартфонов. Как вы поняли, у меня нет аккаунта в Instagram.
Будущее
— Каждое утро я захожу в кафе рядом с Чайнатауном и заказываю всегда один и тот же завтрак: кофе и сэндвич с кокосовым джемом. На стенах кафе висят огромные фотографии Сингапура 1960-х. Их автор много лет назад так же, как и я, думал о городе, ходил по его улицам. Вряд ли тот фотограф представлял себе, как через 50 лет я буду рассматривать его фотографии в кафе за завтраком. Но очень может быть, что спустя ещё 50 лет уже мои фотографии будут висеть на стене какого-то другого кафе и кто-то, сидящий за чашкой кофе, скажет: «Так вот каким он был, старый Сингапур, вот как люди одевались, настоящий кошмар». Или мои дети найдут альбом с фотографиями и подумают: «Интересно, зачем папе фотографии всех этих незнакомых женщин?».
Но, конечно, ещё лучше, если мои
b50
фотографии заставят кого-то отправиться в путешествие, оторвут от привычной жизни и заманят в далёкие страны. Правда, одна моя знакомая японка как-то сказала: «Ну что ты врёшь всё! Фотографируешь свой кофе с тостом, и они выглядят так вкусно и привлекательно, хотя это просто кофе и тосты! Вот сорвётся человек, приедет, увидит это всё сам и разочаруется!». Что я могу на это ответить? Да, в этом весь смысл!