Впервые имя якутского модельера Августины Филипповой / Avgustina Filippova стало известно в мире высокой моды после апрельской демонстрации одежды в Москве, в Доме моды Вячеслава Зайцева в 1995 году. Тогда фантастические наряды неизвестного художника-стилиста произвели настоящий фурор. Сегодня она знаменитый модельер, преподаватель, инициатор и организатор ежегодных фестивалей моды Республики Саха
Филиппова Августина Николаевна / Avgustina Filippova — заведующая «Учебно-научной лабораторией инновационного технологического образования при кафедре технологии предпринимательства Педагогического института северо-восточного Федерального Округа им. Аммосова».
Впервые имя яку
5a8
тского модельера Августины Филипповой стало известно в мире высокой моды после апрельской демонстрации одежды в Москве, в Доме моды Вячеслава Зайцева в 1995 году. Тогда фантастические наряды неизвестного художника-стилиста произвели настоящий фурор. Сегодня она знаменитый модельер, преподаватель, инициатор и организатор ежегодных фестивалей моды Республики Саха.
— Я родилась в первый день августа в знаковой местности под названием «Шаманские мастера» между Намским и Горным улусом, — рассказывает Августина Николаевна. – В день моего рождения мама Ульяна Матвеевна обнаружила на земляном полу девять синих мышат. 9 – число всех детей в нашей семье. Много в природе невидимой тайны и силы, где я черпаю свое творческое вдохновение.
По рассказу Августины, при ее рождении присутствовала женщина, которая предрекла ей судьбу «шаманить»
b50
с шитьем. Увидев, как отец отрезает ей пуповину ножницами, она воскликнула: «Родилась девочка, камлающая с ножницами». Так оно и получилось.
Свои модели Августина Филиппова впервые представила в 1994 году на республиканском фестивале, где со своим театром моды получила Гран-при конкурса. Сегодня она инициатор и организатор ежегодных фестивалей моды, конкурсов среди модельеров Республики Саха (Якутия). В 2001 году модельер подготовила своих первых учеников по специальности художник-дизайнер.
В костюмах, сшитых Августиной Филипповой, выступают многие танцевальные коллективы республики, известные вокалисты, участники республиканских конкурсов красоты «Мисс Якутия», театр моды «Айыы Коу».
Она не только творит чудесные коллекции одежды, но и обучает мастерству изготовления одежды на основе якутских традиций в творческой лаборатории в селе Горного улуса Бердигестях. Представьте себе – в небольшом селении, окружённой мощной красотой якутской природы, творится чудо высокой моды.
Кроме ежедневной работы в мастерской, Августина Николаевна много ездит по республике с публичными выступлениями, проводит мастер-классы, стараясь научить людей одеваться эстетически и функционально с учетом климатических условий, уважать традиции предков и знать основные направления современной моды, но не подражать ей слепо.
Она даже стала инициатором и идеологом создания этнографического комплекса «Сэркээн Сэhэн дойдута». По ее словам современное время таково, что культуры многих народов исчезают, забываются буквально на глазах, и сейчас как никогда важно сохранить культуру народа Саха, передать ее следующим поколениям.
Свободное время выдающегося дизайнера посвящено стихам и живописи. Все ее работы по
b50
лны искусной таинственности и волшебства, которыми обладали, быть может, лишь истинные шаманы земли Саха.
Чысхаан, Властелин Холода — это современное воплощение якутского мифического образа Быка Зимы, олицетворения неотвратимой стихии.
По якутским преданиям, Бык Зимы ежегодно осенью выходил из Северного Ледовитого океана и нес с собой холод. За день до конца января с юга прилетал могучий орел, дитя теплого неба, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота Бык Зимы начинал отступать: у него поочередно ломались рога и отваливалась голова, а с ледоходом его туша отправлялась обратно в океан. Историки считают, что образ Быка Зимы в мифологии и фольклоре якутов возник под впечатлением увиденного мамонта, останки которого, видимо, на первых порах переселения якутов на Среднюю Лену находили повсеместно замерзшими во льдах.
Образ Быка Зимы объединил в себе два образа: Мамонта и Быка, незнакомое животное с более древним, но забытым божеством Быка (Буга- нойона). Если в якутской мифологии все духи-иччи очеловечены, с ними люди общаются, приносят жертвы, проводят обряды, добиваясь их благорасположения, то образ Быка Зимы лишен всего этого. В мифах Бык Зимы изображен в виде белого, огромного с голубыми пятнами быка, с огромными прозрачными рогами и морозным дыханием.
Вот что пишет автор о создании своих работ: «Когда я создаю образы своих моделей, сначала они возникают как звуки, я слышу их, затем они обретают очертания в подсознании, на уровне тонкого мира. Я не могу выразить словами то чудесное состояние, когда нечто, переполняющее моё творческое воображение, отдаляет меня от будничности материального мира и переносит мою душу в мир искусства шитья, очаровавший меня на всю жизнь. Очутившись в этом мире, я читаю узоры, как письмена. Каждый узор, вышитый мастерицами древности, людьми, владеющих ножницами и напёрстком, имеет своё значение, выражает пожелания либо служит оберегом, и я верю в то, что была рядом с ними в той эпохе, дышала с ними одним воздухом. Это удивительно…»
Все узоры в якутской одежде строго симметричны. По аналогии с симметрией человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары. Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит одежду с этим узором. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завит
5a8
ках.
Шапку всегда делали похожей на камелек. Лицо из нее выглядывает, как огонь из печурки. На верхушке обычно оставляли отверстие – для того, чтобы туда, как в жилище-урасу, заглядывали солнце и луна и оставляли семечко мальчика или девочки.
Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.
Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звезды, снег и зиму.
Проводы якутской невесты — это целый обряд. Реконструкция Августины Филипповой.
Девушку всегда одевало множество подруг, служанок или родственниц. Примечательно, что мать никогда в этом участия не принимала
На голое тело девушки одевается нательное белье из ровдуги тонкой выделки.
Нательное белье включает в себя: рубаху, натазник «кыабака» (по-нашему шорты), длинные чулки «сотуруо» из ровдуги, украшение на натазник «туhулук», торбаза (тоненькие сапожки, которые служили чем то вроде носков). Пояс, богато расшитый бисером и бляшками — самый главный атрибут невесты. К концу пояса крепился маленький колокольчик, который должен был зазвенеть когда невеста переступала порог дома мужа. За этим следила специально нанятая б
b50
абка (не женщина, а именно бабка). Услышав звон родители мужа убеждались, что невеста не испорчена, а чиста и непорочна.
Поверх белья надевается широкое шелковое платье «халадаай». На сего сверху — расшитая богатая суконная шуба «бууктаах сон», которая украшена всевозможными бляшками, подвесками и узорами, которые служили своего рода оберегом от дурного глаза.
Поверх шубы надевается огромное количество украшений, которые несут в себе сокральный смысл и призваны оберегать чрево и непорочность невесты.
На голову надевается начельник «бастына»
Завершением наряда является высокая меховая шапка «дьабака» с расшитым бисером или шелковыми нитками навершием.
Поверх суконной шубы надевается дорожная меховая шуба и большие меховые руковицы.
В среднем дорожный убор невесты весил до 50 кг. Поэтому двигаться она могла только с посторонней помощью. На лошадь ее сажали трое-четверо человек. Снимали с лошади столько же.
Свадебный убор якутской невесты не менялся в зависимости с сезоном, т.е. и в жару и в холод она должна была покидать дом родителей именно в таком виде. Ведь чем больше на себе унесет девушка, тем больше уверенности в безбедном существовании, в случае развода. Обычно
некоторые украшения передавались из поколения в поколение. Но это было распространено среди бедных семей. Богатые же начинали собирать приданое, когда девочке исполнялось 3 года. Обычно в довесок ко всему убору шел комплект конского убранства и серебрянное седло. Все это — надежный капитал дочери, который будет принадлежать после свадьбы только ей.
По тому, как девушка закончит свадебный день, определяли, какой женой она будет. Вытерпит, не упадет в обморок от веса наряда – значит, сможет родить кучу детей.
Для современного свадебного платья Филиппова оставляет один элемент исторического костюма – меха на плечах. Это своего рода символ отрезанных крыльев. Девушка спускается на землю, чтобы продолжался род человеческий, а со срезанными перьями она не сможет вернуться обратно.
Эскизы костюмов
Основные даты жизни и творчества Августины Филипповой
— Родилась 1 августа 1948 г. в Кировском наслеге Горного улуса.
— 1968-1969 — закончила Якутское культурно-просветительское училище по специальности «Режиссер народного театра», одновременно училась в хореографическом классе А.В. Посельской.
— 1969-1990 работала в Амге в сфере образования и культуры
— 1981 г. окончила театрально-декоративное отделение Якутского художественного училища по специальности художник-декоратор под руководством В.Д. Иванова.
— В 1982 г. впервые участвует в республиканской художественной выставке «Художники театра» в Якутске.
— 1990-1996 – в Горном улусе открывает Молодежный Театр Моды “Юрюнг Чемчюк”
— С 1994 г. участвует в республиканских смотрах-конкурсах моды в Якутске.
— 1995 — лауреат конкурса моды «Саhарга» в Якутске, в последующие годы – член жюри конкурсов.
— Апрель 1996 г. – участие в III-м конкурсе профессиональных художников-модельеров памяти Н. Ламановой в салоне Славы Зайцева в Москве.
— Октябрь 1996 — участие в фестиваля “Русское кино” в г.Онфлер (Франция).
— С 1997 г. — доцент кафедры фольклора и национальной культуры на факультете якутской филологии и культуры Якутского Государственного университета им. М.К. Аммосова, где открыла студию моды “Юрюнг Чёмчюк”. Одновременно ведет курс современной национальной одежды в Якутском художественном училище им. П. Романова.
— Октябрь 1998 г. участие в фестивале российской моды “Бархатные сезоны” в Сочи.
— Ноябрь 1998 г.- участие на Международной передвижной выставке художников-дизайнеров Раф-Люкс «Человек- Костюм – Среда» в Баку
— 1998 — член Союз
b50
а художников России,
— Август 1999 – участие в V фестивале русского кино «Россия — Новый век» в Каннах (Франция).
— 2003 –Премия Гран-при в номинации «Лучшие из лучших» на Международном конкурсе национального костюма «Крокус Сити Молл» в Москве за коллекцию «Алмазы Якутии». Вручение состоялось 17 декабря 2003 г. в Кремле.
— 20 октября 2003 г. присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия)
— Январь 2004 – Неделя творчества А. Филипповой в Якутске, в театре оперы и балета.
— Персональные (1996, Якутск; 1998, Москва; 1999, Баку; 2005 – Санкт-Петербург; 2004, 2008 — Якутск).
Источники: Siberiantimes
и Аrcticmuseum
Почитать: Одежда персонажей в якутском эпосе-олонхо
и Якутский эпос Олонхо