Бывают машины дорогие. Бывают — очень дорогие. Но есть в мире автомобили, цену которых не знает никто. Эти машины никто и никогда не покупал и не продавал. Их только дарили. Кому? Преемнику князя Апостолов, верховному понтифику Вселенской Церкви, патриарху Запада, примасу Италии, архиепископу и митрополиту Римской провинции, монарху города-государства Ватикан. Или, проще говоря, Папе Римскому.

Бывают машины дорогие. Бывают — очень дорогие. Но есть в мире автомобили, цену которых не знает никто. Эти машины никто и никогда не покупал и не продавал. Их только дарили. Кому? Преемнику князя Апостолов, верховному понтифику Вселенской Церкви, патриарху Запада, примасу Италии, архиепископу и митрополиту Римской провинции, монарху города-государства Ватикан. Или, проще говоря, Папе Римскому.
В 1909 году, когда по дорогам Италии бегало всего около 6000 безлошадных экипажей, епископ Нью-Йорка кардинал Фарлен преподнес Римскому Папе первый автомобиль — Itala 20/30. Но в силу того, что тогдашний Папа Джузеппе Сарто, носивший духовное имя Пий X (1903-1914 гг.), самобеглый транспорт не жаловал, пробег роскошной машины за все время его понтификата составил 12 км — кардинальский подарок просто-напросто пылился в гараже. Может быть, потому, что Пий X был аскетом и любил говорить: «Я родился бедным, жил бедным и хочу умереть бедным». Однако была и другая причина — до 1929 г
b50
ода Папа Римский не мог выходить за пределы своего карликового государства! Пробег роскошной машины за время его понтификата составил всего 12 километров — кардинальский подарок по большей части пылился среди многочисленных карет Ватикана.
Об автомобильных пристрастиях следующего Папы, Бенедикта XV, ничего не известно. Но его преемник, Пий XI, с большим интересом относился к различным техническим новинкам и, поговаривают, сам иногда садился за руль.
В двадцатые годы автопарк Святого Престола начал стремительно разрастаться. Кареты переехали в музей Ватикана, и к концу понтификата Пия XI в его распоряжении было уже шестнадцать автомобилей, в основном итальянских. Достоверно известно, что Папа пользовался машинами марки Bianchi. Например, в 1922 году в Ватикане появился автомобиль Bianchi 15, четырьмя годами позже — Bianchi 20. Были и автомобили Fiat — например, солидный Fiat 525, и даже великолепная Isotta Fraschini модели 8A, мечта Казимира Козлевича из «Золотого теленка».
Тогда же, в конце двадцатых годов, у автопроизводителей возникла традиция дарения понтифику своих автомобилей. Ведь Папа Римский, будучи яркой публичной фигурой, часто попадал на передовицы газет и в кадры кинохроники. А вместе с ним — и его экипаж. Говорить о рекламе в связи со Святой Церковью как-то неприлично, но явление product placement, то есть позиционирование, возникло явно не сегодня…
В 1929 году Римский Папа и итальянское правительство, возглавляемое Бенито Муссолини, подписали Латеранское соглашение, по которому Папе впервые с 1870 года было разрешено покинуть пределы Ватикана. Святой Престол получил формальный суверенитет от Италии. И французская компания Cit
b50
roen в честь освобождения «узника Ватиканского дворца» решила подарить понтифику Citroen C6E Lictoria V6 темно-бордового цвета, имевшего собственное название — амарантовый. Строили уникальную машину не во Франции, а все в той же Италии, в Милане. Многие детали, включая решетку радиатора, были покрыты позолотой, закрытый салон был украшен вышивкой с вензелями святого Христофора, покровителя путешественников. А посреди салона возвышался трон Папы, отделанный сиреневым бархатом. По традиции никто не мог считать себя равным первоиерарху Католической Церкви, поэтому место в заднем ряду было только одно.
После обретения Ватиканом независимости подарки посыпались как из рога изобилия. В гараже Папы появились американский Graham Paige 837 с кузовом, выполненным американским ателье Le Baron, и первый Mercedes-Benz модели Nurburg 460. Этот Mercedes строили почти два года, основательно переделав базовую модель 1928 года. Правда, основную часть работы пришлось делать не механикам и инженерам, а краснодеревщикам и обивщикам. Доминирующим цветом решено было сделать красный. Для отделки трона понтифика в ход пошла ярко-алая с золотом парча. Двери и стены салона были обиты пурпурным атласом, богато украшенным вышивкой. На этот раз Папу окружали изображения
b50
символа Святого Духа — голубя. А святому Христофору место нашлось в виде серебряного медальона. Между водителем и понтификом стояла стеклянная перегородка и с водителем, папа общался при помощи кнопочного пульта. Например, если папа нажимал кнопку («Destra» — на право), на водительской панели зажигалась именно эта кнопка, и водитель совершал маневр. «Мерседес» оказался долгожителем и на нем любил ездить даже Иоанн Павел II.
Кстати, автомобили Святого Отца имеют собственные номерные знаки. На табличке обычно стоит аббревиатура SCV, Stato della Citta del Vaticano — государство и город Ватикан. А за аббревиатурой SCV следует цифра — порядковый номер машины в папском гараже. Например, Citroen Lictoria получил номерной знак SCV 5. Но наездил всего 155 километров — и был отправлен в ватиканский Museo delle Carrozze, где и пребывает поныне среди конных экипажей минувших веков.
Занявший престол в 1939 году Пий XII получил от своего предшественника весьма солидный автопарк. Особенно восхищал нового Папу кабриолет Mercedes-Benz 320, появившийся в гараже Ватикана в том же 1939 году и ставший одной из самых любимых машин понтифика. Кабриолетов этой модели в год, когда началась Вторая мировая война, было выпущено так мало, что до сегодняшнего дня не сохранилось даже фотографий этих машин!
После войны Папа Иоанн XXIII иногда использовал лимузин Chrysler Crown Imperial. Для коротких поездок в летнюю резиденцию Кастель Гандольфо недалеко от Рима, где Папа по традиции отдыхает каждый август, к его услугам были открытая четырехдверная Lancia Flaminia и ландоле Mercedes-Benz 300 d.
А в сентябре 1965 года компания Daimler-Benz отправила в Ватикан специальную делегацию — новому Папе Павлу VI подарили Mercedes-Benz S600 Pullman Landaulet. Восьмицилиндровый двигатель объемом 6333 см3 и мощностью 250 л.с. разгонял почти четырехтонную махину до 200 км/ч. Сегодня этот автомобиль с единственным креслом в заднем ряду, предназначенным для Папы (в салоне имеются два откидных сиденья, расположенных против хода машины), можно увидеть в заводском музее в Штутгарте. С тех пор в каждом из поколений мерседесовского S-класса обязательно появлялся открытый автомобиль, построенный специально для Папы.
В октябре 1965 года Павел VI впервые в истории Ватикана отправился за океан и прибыл в Нью-Йорк для выступления на Генеральной Ассамблее ООН. Судьба машины, на которой во время этой поездки передвигался Павел VI, была непростой. Изначально лимузин носил имя Lincoln Continental Executive
5a8
и с момента своей постройки в 1963 году использовался компанией Ford в качестве тестовой машины. Но во время одной из поездок машина попала в аварию. Автомобиль вполне мог бы закончить свою жизнь на свалке, но из него решили сделать транспорт для Папы. К работе привлекли специалистов кузовной компании Lehmann&Peterson из Чикаго — руководитель проекта и по совместительству один из хозяев фирмы Роберт Петерсон давно хотел «снести крышу» какой-нибудь большой машине. В итоге разбитый в аварии тестовый Lincoln не только восстановили, но и превратили из лимузина в ландоле с виниловым складным верхом. Там, где заканчивалась «родная» металлическая крыша, был установлен прозрачный экран из плексигласа, призванный защищать Папу — не от покушения, а от встречного ветра. Центральное кресло в заднем ряду поднималось гидродомкратом на 30 сантиметров — чтобы Папу могли видеть окружающие. По периметру задней части машины имелось шесть подножек для офицеров службы безопасности, специальные прожекторы освещали папский трон в темное время суток, а фонари поменьше подсвечивали флаги Ватикана и США, закрепленные на передних крыльях. Для трансляции проповедей Папы в салоне машины, оборудованной микрофонами, было установлено четыре усилителя. В заднем и переднем бамперах имелось ровно такое же количество пятидюймовых динамиков. Наконец, для энергоснабжения всего этого хозяйства в багажник пришлось поставить семь дополнительных аккумуляторных батар
b50
ей.
После визита Папы уникальную машину использовали для различных торжественных церемоний — например, для встречи американских астронавтов. А в 1967 году, когда готовился визит Павла VI в Колумбию, Святой Престол изъявил желание вновь воспользоваться машиной, и специалистам ателье Lehmann&Peterson было поручено подновить Lincoln. Однако совсем некстати именно в это время Чикаго накрыла мощнейшая снежная буря, и весь интерьер Линкольна, который был демонтирован и на время ремонта помещен на склад, оказался погребенным под рухнувшей крышей. Салон пришлось в пожарном порядке восстанавливать — в немного измененном виде. Вместо трех сидений среднего ряда, установленных против хода машины, в салоне осталось лишь два «вспомогательных» места. Исчезнувшее кресло заменили отопитель и кондиционер. Сейчас этот Линкольн, переживший в своей жизни столько злоключений, выставлен в музее автомобилей глав государств во французском городке Савиньи-ле-Буа.
При Павле VI в 1975 году в гараже Ватикана появился и первый внедорожник, Toyota Land Cruiser. Высокая посадка и способность дизельного двигателя обеспечивать хорошую тягу на низких оборотах, когда в течение нескольких часов машина должна двигаться с невысокой скоростью, лавируя среди паломников, желающих увидеть Папу, оказались как нельзя кстати во время миссионерских поездок.
Иоанн Павел II (1978-2005 гг.) тоже отдавал предпочтение внедорожникам. В 1981 году 13 мая на него было совершено покушение, которое он пережил, находясь в неказистом Fiat Campagnola.
С этого дня для понтификов создавали исключительно бронированные автомобили. В 1982 году гараж Ватикана получил Land Rover, задняя часть которого была закрыта пуленепробиваемым колпаком из прозрачного стекла, Внутри защищенного со всех сторон салона поддерживался специальный микроклимат, а бронированные стекла вдобавок ко всему были еще и тонированными. Немногим позже Land Rover сменил Range Rover, собранный по такому-же «рецепту». Больше всего Иоанн Павел II любил мерседесовский «Гелендеваген».
Mercedes-Benz G-класса объездил со своим хозяином практически весь мир. Мало кто знает, что таких машин, внешне практически идентичных, было две. Первый Mercedes-Benz 230 G (серия 460) построили в 1980 году, специально к визиту Иоанна Павла II в Германию. Но после покушения требования к безопасности пришлось пересматривать настолько серьезно, что вторая машина, появившаяся в 1982 году, была отправлена на доработку в немецкий город Бремерхафен, где силами небольшой фирмы Thiele Fahrzeugbau GmbH была усилена броней и специальным пуленепробиваемым стеклом.
Еще один известный папамобиль — Cadillac DeVille, построенный в 1999 году компанией General Motors для поездки понтифика в Мексику. Машина была сделана в единственном экземпляре — с увеличенной колесной базой, нестандартными задними дверями, специальными подножками, автоматически выезжающими при посадке и высадке, и гидравлической системой, поднимающей кресло Папы.
Одним из самых ярких пополнений автопарка Иоанна Павла II уже на закате его понтификата стал подарок компании Lancia: к двухтысячелетию христианства на основе концепт-кара Dialogos была построена уникальная Lancia Giubileo. Бронированная машина длиной 5,5 метров имела все атрибуты, необходимые автомобилю Папы: аудиосистема для связи с внешним миром, трансформируемая задняя часть крыши и специально оборудованное место для пассажира номер один. Сдвижной верх позволял Иоанну Павлу II вставать в полный рост
В 2002 году для Иоанна Павла II в Штутгарте построили последний в его жизни Mercedes — новый папамобиль-внедорожник на основе модели ML 430. Так как Папа в последние годы жизни сильно болел и передвигался в инвалидном кресле, то в задней части ML-папамобиля имелись специальные аппарели, по которым кресло Папы заезжало прямо в салон. Кроме того, машина отличалась от базовой модели пониженным клиренсом. Сделано это было, опять же, для большего удобства престарелого понтифика.
Бенедикт XVI (2005 — 28 февраля 2013) предпочитал тишину кабинета публичным выступлениям. Поэтому Бенедикт XVI редко пользовался папомобилями Ватиканского гаража, хотя с его приходим, гараж изменился кардинально. Папа Бенедикт остался верен «трёхлучёвой звезде», отвергнув пр этом Volkswagen Touareg и BMW X5. Но Mercedes ML430 немного переделали: заменили призматический колпак каплеобразной, быстросъемной капсулой. При этом стекло этой капсулы настолько прозрачное, что оно сливается с воздухом.
Франциск, 266-й Папа Римский (c 13 марта 2013 года) сразу же после своего избрания заявил, что отказывается от услуг дорогого лимузина Mercedes, который до недавнего дня был в Ватикане «папамобилем №1».
Так что в британской Комиссии по экологически чистому транспорту (ETA) предложили понтифику несколько необычное, но определённо экологически чистое средство передвижения.
Конечно, трудно представить, чтобы этот проект был серьёзным. Однако, как говорит дизайнер Янник Рид, занимающийся реализацией проекта, он был
5a8
начат ещё при прошлом Папе, Бенедикте XVI. Концепт предполагает создание педального трёхколёсного велосипеда со вспомогательным электроприводом. Боковые панели сделаны из композита титана и керамики, стекло же будет восьмимиллиметровым пуленепробиваемым.
Приводиться в движение «папавелосипед» будет всего одним человеком, которому будет помогать крутить педали мотор мощностью 1,5 кВт. Максимальная скорость устройства будет составлять 61 км/ч. Солнечные батареи на крыше позволят держать аккумуляторы в заряженном состоянии. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого папамобиля, его разработчик утверждает, что всё очень даже серьёзно. Если велосипед всё-таки сделают, то стоить он будет около 228 тысяч долларов.