давно и долго собиралась рассказать не-уральцам о замечательном свердловском художнике Виталии Воловиче. А сегодня у него день рождения. 85 лет!
Виталий Михайлович Волович — советский, российский художник, график.
Член Союза художников СССР (1956).
Член-корреспондент Российской академии художеств (2007)
Почётный гражданин города Екатеринбурга (2007)
Лауреат множества отечественных и зарубежных премий.
Иллюстрировал книги «Слово о полку Игореве», «Тристан и Изольда», «Ричард III» и многие др. Работы художника выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Русском музее Санкт-Петербурга, галереях Праги, Брно, Кельна, Веймара, а также в частных коллекциях мира.

давно и долго собиралась рассказать не-уральцам о замечательном свердловском художнике Виталии Воловиче. А сегодня у него день рождения. 85 лет!
Виталий Михайлович Волович — советский, российский художник, график. Родился 3 августа 1932 года в Приморском крае. В 1932 году вместе с родителями переехал в Свердловск. В 1948 году окончил Свердловское художест
5a8
венное училище.
Заслуженный художник РСФСР (1973).
Член Союза художников СССР (1956).
Член-корреспондент Российской академии художеств (2007)
Почётный гражданин города Екатеринбурга (2007)
Лауреат множества отечественных и зарубежных премий.
Иллюстрировал книги «Слово о полку Игореве», «Тристан и Изольда», «Ричард III» и др. Работы художника выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Русском музее Санкт-Петербурга, галереях Праги, Брно, Кельна, Веймара, а также в частных коллекциях мира.
Когда будущему художнику было четыре года, его семья переехала в Свердловск из Приморского края. Окончив в 1948 году Свердловское художественное училище, Виталий Волович начал сотрудничать со Среднеуральским книжным издательством: он оформлял обложки и делал иллюстрации к книгам. «Моя работа в издательском деле начиналась абсолютно безрадостно. Мне
5a8
предложили сделать иллюстрации к рассказу «Суворовец», и я нарисовал несколько картинок: «Партизаны взрывают поезд», «Дети лепят снежную бабу»… Носил их в издательство тринадцать раз – и тринадцать раз художественный редактор делал мне замечания. В конце концов он их принял, но не потому, что они были хороши, а потому что издание уже шло в набор. Для меня это было первым позором в жизни: когда вышла книга, я решил, что и близко больше не подойду ни к одному издательству. Но за год горечь поражения прошла, и следующие десять лет я делал разнообразную поденную работу – журналы, путеводители, справочники».
Иллюстрации к «Сказам Бажова»




Вересковый мёд
«Как-то я собрал свои картины и рисунки и отправился в Москву. Там мне сразу заказали иллюстрации к «Песне о соколе» и «Песне о буревестнике» Максима Горького, пролетарского писателя. Книга получила много наград, и мне предложили участвовать в международном конкурсе иллюстраторов в Лейпциге. Я выбрал романы Стивенсона – и получил серебряную медаль! После этого я понял, какая литература заставляет меня трепетать, а новый статус поставил меня в привилегированное положение: теперь я предлагал творческие заявки, а не просто выполнял заказы. Кроме того, нет ничего лучше работы с мертвыми авторами: у меня за все время не было ни одного конфликта ни с Сервантесом, ни с Шекспиром, ни с кем-то еще. И цензура дремлет» ©В.В.
Исландские саги
Средневековые мистерии (центральная часть триптиха)
Тристан и Изольда
Ричард III
Волчья стая. (По рассказам Джека Лондона)1972
В начале 1990-х годов одни издательства закрылись, а другие уже не делали заказов художникам: «Они стали издавать хорошие книги, которые раскупались и без иллюстраций – иллюстрации удорожают издание. Книга и раньше была предметом экономики, но все же в большей степени она оставалась предметом культуры. Сейчас же наоборот. Лет 14 кряду я оставался без работы художника-иллюстратора, без издания книг – моего любимого дела. Пока не придумал создавать художественные альбомы, в которых изменяется классическое соотношение «литератор — иллюстратор». Теперь я не иллюстрирую литературу, а воссоздаю определенную среду, атмосферу, в которую помещены события произведения».©В.В.
В этом формате была издана книга «Средневековый роман», куда вошли «Тристан и Изольда», «Рыцарь со львом» и «Парцифаль», недавно была презентована еще одна книга – «Парад Алле», посвященная цирку. А сейчас готовится к изданию еще одна – «По страницам европейский эротической литературы», куда войдут избранные отрывки из произ
5a8
ведений Апулея, Катулла, Овидия, Боккаччо, Генри Миллера, Лоуренса, Овидия, де Сада, Казановы и многих других. И, разумеется, иллюстрации Виталия Воловича.
Цирк


— Я начал работать в нашем старом деревянном цирке в конце 60-х годов. Там пережил совершенно потрясающие минуты. Актеры, собирающиеся на парад-алле, актрисы с перевязанными шалями поясницами — в здании гуляли страшные сквозняки. Я стою в углу, делаю наброски, с одной стороны меня зажимает круп лошади, с другой — расчесывают медведя, тут же клоун рассказывает анекдот, от которого лошади встают на дыбы…из интервью
Каждая кни
5a8
га у меня включает серию, над которой я работал 20-30 лет, — огромный материал. В этой книге, «Парад-алле», помимо рисунков содержится словарь цирковых терминов — они полны поэзии и романтики. Кроме того, там во фрагментах существует вся мировая поэзия, посвященная цирку,- от Аполлинера до Заболоцкого.
Женщины и монстры
— Принцип организации материала такой же (как в книге «Парад-алле»). Я нашел и включил в альбом фрагменты европейской эротической литературы. Теперь я в ней (смеется) большой спец. Там Катулл, Овидий, Боккаччо, Апулей, Генри Миллер, Казанова… А рисунки есть очень рискованные (смеется). Это, конечно, не «порнуха», но риска там достаточно много с точки зрения бытового ханжества. из интервью
Серия Старый Екатеринбург
«У меня был старый друг – Леша Казанцев, мы с ним были дружны 67 лет, а сейчас его уже нет в живых. У нас была традиция: каждый год в конце лета мы выезжали куда-нибудь на этюды, поскольку к осени мы уже зеленели от усталости. Мы побывали в Средней Азии, на севере России, объехали Урал. Если мы не могли никуда поехать, то выходили рисовать в город. К сожалению, первые листы я нарисовал лишь году в 1970 или 75, и понял, насколько это интересно. А вот е