Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Сегодня
5a8
мы с вами, друзья, отправляется на очередную экскурсию по Екатеринбургу, на этот раз — подземному, точнее — спускаемся в Е-бургское метро. А проводит нас уже знакомый нам фотограф Слава Степанов.

Екатеринбургский метрополитен (до 1992 — Свердловский) — последняя, 13-я, система метрополитена, открытая в СССР. По пассажиропотоку занимает 4-е место в России, уступая московскому, санкт-петербургскому и новосибирскому. Каждая станция подземки – отражение уральских традиций.

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Сегодня мы с вами, друзья, отправляется на очередную экскурсию по Екатеринбургу, на этот раз — подземному, точнее — спускаемся в Е-бургское метро. А проводит нас уже знакомый нам фотограф Слава Степанов.

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки Екатеринбургский метрополитен (до 1992 — Свердловский метрополитен) — последняя, 13-я, система метрополитена, открытая в СССР. По пассажиропотоку занимает 4-е место в России, уступая московскому, санкт-петербургскому и новосибирскому метрополитенам.
Первые планы по строительству метро в городе появились в начале 1960-х годов.
Технико-экономическое обоснование 1-й очереди Свердловского метрополитена было выполнено в конце 1970-х годов институтом «Харьковметропроект»
Рабочий проект 1-й очереди и ТЭО последующих очередей разрабатывались местным институтом «Уралгипротранс». В создании архитектурного облика станций также участвовали специалисты других проектных организаций города.
Сооружение метро началось в августе 1980 года.

Екатеринбу
5a8
ргский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Количество линий — 1
Количество действующих станций — 9

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

И не стану вас больше утомлять историей , давайте лучше посмотрим на интерьеры станций, каждая из которых – отражение уральских традиций.

•Проспект Космонавтов

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Артур и Спартак Зиганшины, авторы концепции и проекта, рассказывают:
Каждая станция метрополитена – плод труда большого авторского коллектива. Косвенное влияние на выбор образного решения станций оказывало место расположения.
В дизайне «Проспекта космонавтов» мы обратились к идее лидерства СССР в освоении Космоса. В то же время хотелось привнести в оформление свое понимание темы: для большинства людей Космос остается чем-то таинственным и непостижимым, знакомым лишь по снимкам и фильмам. Так возник образ звездного неба, темного, с пульсирующими цветовыми и световыми акцентами. Попадая на платформу, человек «оказывается» в космическом пространстве. Черный мрамор со светлыми прожилками, Першинского месторождения, идеально подошел для создания такой иллюзии. Декоративными элементами из металла мы обозначили присутствие в этом пространстве человека и, в то же время, напомнили о металлургическом и машиностроительном производстве – славе и гордости Урала. Все элементы из металла по нашим чертежам выполнил завод-шеф станции – Уралэлектротяжмаш.
Поднявшись по лестнице в вестибюль, пассажир «возвращается на Землю». Здесь его приветствует космонавт – рельефная композиция, созданная художником Борисом Клочковым, автором всех мозаик и барельефов, украшающих станцию.

•Уралмаш

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

В решении отражен образ завода. «Уралмаш» – флагман отечественного машиностроения. Пространство платформенного зала позволило использовать минимум выразительных средств. Нарезанные под углом в 45 кессоны создают образ резьбы гигантского механизма. Таким решением мы еще и визуально приподняли потолок – это станция мелкого заложения с довольно скромной высотой.
Для стен удалось подобрать красивый, похожий на яшму, Нижне-тагильский мрамор. Барельефы на торцевых стенах, посвященные труженикам Уралмаша, создал замечательный скульптор Егоров Владимир Егорович, а буквы в слове «Уралмаш» вычертил Вячеслав Бутусов.

•Машиностроителей

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. А
5a8
рхитектура и интерьеры подземки

Станция колонного типа с плоским горизонтальным перекрытием, перронный зал расчленён 24 колоннами, с расстоянием между ними 4,5 метра. Цокольная часть путевых стен уложена плитами чёрного лабрадорита, по центру — широкая полоса зелёного змеевика Шабровского месторождения, верхняя часть украшена коелгинским мрамором, стены украшены художественными вставками в виде барельефов, отлитых из металла. Полы выложены полированным гранитом с чётким геометрическим рисунком. Проект разработан институтом УралпромстройНИИпроект .

•Уральская

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Эта станция — самая глубокая в Екатеринбургском метрополитене. Глубина заложения — 42 метра.
В первую очередь мы исходили из конструктива: это трехпролетная станция с мощными пилонами, поддерживающими свод. Необходимо было создать образную интерпретацию этого решения. Так родилась тема старого уральского завода. На перроне пилоны стоят на литых чугунных плитах. Внутри пилонов (совершенно уникально) были оставлены естественные скальные породы. Пол платформы выполнен из серого полированного гранита, путевые стены станции выложены мрамором Нижне-Тагильского месторождения, пилоны — мрамором коелгинского месторождения, арки и другие элементы перрона украшены плитами змеевика, арочные обрамления, ниши сделаны из металла. Объёмные декоративные люстры из кованого металла — разработка Виктора Кощеева, реализация – завод «Три тройки».

•Динамо

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Екатеринбургский метрополитен. Архитектура и интерьеры подземки

Рядом со станцией находится стадион «Динамо» и Дворец игровых видов спорта «Уралочка».
Односводчая станция по проекту архитекторов института Свердловскгражданпроект А. Заславского, Л. Масленникова раскрывает спортивную тематику. Оригинальная конструкция водоотводящего зонта, являющегося одновременно и элементом архитектурного декора станции, позволила организовать скрытое закарнизное освещение. Оно представляет собой ряд чередующихся в верхней части свода больших проёмов с мягким отражённым светом. Путевые стены и полы облицованы красным карельским гранитом в сочетании с рисунчатым мрамором «газган». В конце платформы, на фоне торцевой стены расположена копия классической скульптуры др